Странички логопеда

С 1.09.2021 года в нашем детском саду начали функционировать 2 группы коррекции речи.

На этой страничке мы хотим познакомить вас с работой учителя-логопеда

и особенностями организации педагогического процесса в группе коррекции речи.

Надеемся, что наша страничка будет вам полезна!

Правильная и грамотная речь – это важнейшее условие всестороннего развития детей. И чем правильнее речь у ребенка, тем яснее и понятнее он может выражать свои мысли, тем активнее идет его интеллектуальное и физическое развитие.

В последнее время количество детей, имеющих различные речевые нарушения, возрастает. Именно поэтому, необходимость оказания профессиональной логопедической помощи является крайне актуальным в дошкольном возрасте.

Во нашем дошкольном образовательном учреждении открылись две специализированные логопедические группы, которые наиболее эффективно обеспечат подготовку детей с дефектами речи к условиям дальнейшего обучения в школе.

Главным специалистом в логопедических группах является учитель-логопед.

Работа учителя-логопеда в ДОУ включает в себя реализацию основных целей деятельности:

  • своевременная помощь детям с нарушениями в речевом развитии;
  • консультативно-методическая поддержка их родителей в организации воспитания и обучения ребенка;
  • социальная адаптация детей с речевыми нарушениями и формирование у них предпосылок учебной деятельности.

Задач:

  • социальная адаптация детей в коллективе;
  • формирование коммуникативных способностей;
  • формирование умения сотрудничать;
  • осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
  •  обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Основные направления деятельности учителя-логопеда в ДОУ включают в себя:

  • Диагностическую деятельность.

Проводится раннее выявление детей с нарушениями речи, изучение уровня физического, социально-личностного, познавательного и речевого развития.

  • Коррекционно-развивающую деятельность.

Проводится дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, коррекция звукопроизношения, автоматизация и дифференциация звуков, обогащение словарного запаса дошкольников.

  • Просветительскую работу и консультации родителей и педагогов ДОУ.

Проводятся родительские собрания, на которых рассказывается о факторах риска, особенностях логопедической работы. Проводятся консультации родителей и педагогов по поводу особенностей работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

  • Методическую деятельность.

Она предполагает разработку методических рекомендаций по оказанию логопедической помощи, участие в мероприятиях по обмену опытом, изготовление и приобретение дидактического материала, необходимого в работе, и т.д.

  • Аналитическую деятельность.

Анализируется проведенная коррекционно-развивающая деятельность, выясняется динамика развития каждого из детей. Проводятся тестовые задания, контрольные срезы, на основании чего подводится итог работы за весь год.

 

Организация работы коррекционно-логопедической службы в ДОУ

1.Организована с разрешения учредителя с учетом наличия необходимых условий в МДОУ (согласно ФГОС ДО). Оснащение помещения логопедического кабинета соответствует требованиям СанПиН и методическим требованиям.

2.Занятия с детьми проводятся ежедневно по графику, согласованному с администрацией образовательного учреждения.

3.Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, его индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье и могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1-1,5 лет.

Организация образовательного процесса в ДОУ:

— Образовательный процесс направлен на профилактику и устранение нарушений речевого развития у воспитанников, их подготовку к обучению в школе;

— Содержание образовательного процесса определяется индивидуальными планами на каждого ребенка;

— Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающих возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста;

— МБ ДОУ самостоятельно выбирает и использует программы, учебные пособия и методические материалы, методы и приёмы работы и отслеживания динамики речевого развития воспитанников образовательного учреждения, утверждённые педсовете ДОУ;

— Организация образовательного процесса регламентируется планом работы учителя-логопеда, режимом работы и графиком занятий, согласованным с администрацией образовательного учреждения;

— Результаты обследования детей заносятся в речевые карты;

— Основные формы работы – индивидуальные и подгрупповые занятия. Подгруппы формируются с учётом возраста и имеющихся речевых нарушений у детей;

— Для каждого ребенка составляется индивидуальный график занятий, согласованный с руководителем МБ ДОУ и родителями (законных представителей);

— Продолжительность индивидуальных занятий определяется с учётом возраста детей в соответствии с СанПиНом для дошкольных учреждений в части требований к организации режима дня и учебных занятий (индивидуальные – 15 минут, подгрупповые – 20-30 минут в зависимости от возраста);

— Индивидуальные (подгрупповые) занятия с каждым ребенком проводятся не менее 2 раз в неделю.

В ДОУ установлен «Единый речевой режим» — строго очерченный круг требований к общей речевой культуре, устной речи детей и взрослых.

 

Требования речевого режима для педагогов

-правильная, выразительная речь всех членов педагогического коллектива;

-знание педагогом речевых возможностей ребенка в конкретный период;

-всем педагогам необходимо добиваться от детей правильного произношения новых слов и терминов;

-каждый педагог обязан всегда и везде обязательно исправлять ошибки в речи детей;

-в присутствии детей не высказывать сомнения по поводу реальности исправления его речи. Внушать веру в успех;

-требовать от детей, чтобы они говорили так, как учит учитель-логопед;

-каждый сдвиг в улучшении речи ребенка поощрять;

-следить за посещением занятий;

-добиваться полных развернутых ответов на вопросы.

Требования речевого режима для родителей (законных представителей)

-речь взрослых по содержанию должна соответствовать возможностям понимания ребёнка;

— речь взрослого должна быть медленной, внятной, достаточно громкой (но не очень), выразительной;

-родители должны обращать внимание ребёнка на слюнотечение и справляться с этой трудностью;

-инициировать ребёнка к воспроизведению речевых звуков, звукосочетаний, слов и словосочетаний, предложений;

-постоянно формировать у ребёнка мотивацию на речевой контакт.

Выполнение речевого режима, на наш взгляд, способствует эффективности коррекционной работы, предотвращает возникновение некоторых речевых недостатков.

Важную роль играет тесный контакт в работе учителя-логопеда и родителей, это способствует более успешной работе с воспитанниками по устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему школьному обучению.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов позволяет значительно быстрее исправить речевые недостатки: автоматизировать звуки, формировать лексико-грамматические конструкции, накапливать словарный запас и помогать развитию связной речи.

Педагоги МБ ДОУ работают, так же, в тесном сотрудничестве с районной медико-психолого-педагогической комиссией, районным методическим объединением учителей-логопедов.

____________________________________________

Памятка «Создание речевой среды в семье» Памятка

 Игры на автоматизацию звука [Зь] в слогах, словах, предложениях: https://youtu.be/Zj81wVdKN3A